О компании
Услуги
Контакты
+7 (495) 011-13-79
написать письмо
Логотип «ЭНПИ Консалт»
Слоган: <Устойчивое развитие бизнеса клиента!>
на главную написать письмо карта сайта

О КОМПАНИИ











ПАРТНЕРСТВО

Независимый член «Moore Stephens International Limited», компании-члены в крупнейших городах мира
Международная сеть аудиторско-консалтинговых компаний MOORE STEPHENS INTERNATIONAL

Аудиторская ассоциация Содружество
Российское общество оценщиков



Быстрый переход по сайту:

Пресса о компании

Пресса о нас

Место в рейтинге

Регулярные рейтинги аудиторов в России каждые полгода составляют и пуб- ликуют рейтинговое агентство "Эксперт-РА" и газета "Известия". Время от времени рейтинги появляются в журналах "Профиль", "Деньги" и "ФБК". Помимо общероссийских ведется несколько региоиалытах рейтингов. Например, такой регулярно составляет Кубанская палата аудиторов.
Какая и кому от рейтингов польза? Прежде всего самим аудиторам. Директор по аудиту аудиторско-консультационной фирмы "ЭНПИ Консалт", член Совета по аудиторский деятельности при Минфине Владимир Скобарев выделяет всего три аспекта "полезности" рсйтингов. "Во-первых, они важны как источник информации о состоянии и развитии рынка аудита и связанных с ним услуг, - говорит он. - Bo-вторых, участие в рейтинге - это свидетельство открытости аудиторской фирмы, а оно положительно влияет на ее имидж в глазах клиентов. И в-третьих, это расширяет возможности аудитора для участия в тендерах, организаторы которых иногда иногда ограничивают список приглашенных определенным диапазоном позиций рейтинга, например первая десятка, первая тридцатка и т.п.

Участие в рейтинге некоторые аудиторы рассматривают как рекламу, а заняв в нем определенную позицию, заносят ее в свою "копилку плюсов" и непременно сообщают о своем достижении клиентам.
"Рейтинг является частью рекламной компании фирмы, - говорит Алла Козлова. заместитель главного бухгалтера ЗАО "Что делать АУДИТ". Входящего в консалтинговую группу ''Что делать Консалт", - а общаясь с потенциальным клиентом, никогда нелишнее показать ему известное печатное издание (а лучше-несколько) с рейтингом аудиторов, где он найдет и ту фирму, в которую обратился"
А какая польза от рейтингов клиентам аудиторов, в том числе потенциальным? Стоит ли принимать во внимание рейтинг, выбирая аудитора?

Заглянем в рейтинг
Только на рейтинг, причем на его первые строчки, полагаются лишь крупнейшие компании. "Мы считаем, что рейтинг, конечно же, очень важен при выборе аудитора, - говорит Ирина Зорина, юрист крупной российской оптово-розничной фирмы. - Мы тоже руководствовались подобными рейтингами, в том числе и международными".
"Обслуживаться" у аудиторов, за-нимающих первые строчки рейтингов, крупный бизнес предпочитает не только из-за предполагаемого высокого качества их услуг. Исследователи давно отметили эффект переноса репутации аудитора на его клиентов. Поэтому, стремясь обращаться к лучшим из лучших, крупные компании заботятся и о своем добром имени. Интересно, что этот эффект действует и в отношении плохой репутации - вспомните скандал с американской фирмой Enron и участником тогда еще мировой "пятерки" аудиторов Andersen Consulting.
Представители крупного бизнеса обычно выделяет тендер для всеx или не- скольких аудиторов, вошедших в первую пятерку или десятку рейтинга. Крупного клиента получает та аудиторская фирма, которая выигрывает тендер.
Средний и малый бизнес ориентируются на рейтинг реже или не замечают их вовсе. Юлия Савина, главбух столичной торговой фирмы: "Насколько я знаю, при выборе аудитора обычно никто в рейтинги не смотрит. Все ищут по знакомым: если их проверили и они довольны результатом, то и мы можем обратиться к их аудитору".
Для выбирающих себе аудитора средних и малых фирм его место в рейтинге имеет далеко не решающее значение, Здесь на первом плане - цена и спектр услуг. Однако это не означает, что рейтинг для таких фирм - штука бесполезная.
ЕСЛИ знакомые порекомендовали аудитора, у которого еще и высокий рейтинг, то это склоняет выбор в его пользу. Но сама по себе позиция в рейтинге не может быть решающим фактором при выборе аудитора. Я бы прежде всего обращала внимание на организационно-правовую форму аудиторской фирмы и гарантии от ошибок. Согласитесь, приглашать аудитора из ОО, весь капитал которого состоит из 10000 рублей, - рискованно, даже если это ООО присутствует в рейтинге" - говорит Надежда Аликберова, заместитель главного бухгалтера по налоговому учету Государственного университета - Высшей школы экономики.
Так что заглянуть в рейтинг стоит, но с оглядкой. Сначала нужно разобраться, что означает то или иное место аудитора в рей- тинге.

Чем больше выручка, тем выше качество?

Методика составления рейтинга очень и очень проста: все аудиторские фирмы, которые изъявили желание участвовать в нем, ранжируются по размеру выручки. Чем больше выручка - тем выше позиция в рейтинге.
Но большой объем выручки означает лишь, что у фирмы много клиентов, что ее услуги немало стоят или и то и другое вместе. Конечно, можно рассуждать так: если у фирмы много клиентов. которые готовы платить много денег за ее услуги, значит, эти услуги качественнее, чем у других фирм. Но эта логика оказывается верной далеко не всегда. "Компания может быть молодой, с маленьким штатом сотрудников, но на качество представляемых ею услуг эти факторы если и влияют, то незначительно",- рассказывает Aлла Козлова. В этом смысле рейтинги способны ввести потенциального клиента в заблуждение.
Кстати, правила составления рейтинга могут измениться уже в ближайшем будущем. За разработку методики, которая позволила бы отражать в рейтинге информацию, хоты бы косвенно свидетельствующую об уровне качества услуг, взялась специально созданная комиссия при Институте профессиональные аудиторов России.

Достоверность

Поскольку для составления рейтинга используются данные, предоставленные самой аудиторской фирмой и заверенные только ее печатью, то есть риск, что они окажутся искусственно завышенными. Однако этот риск минимален: ведь той же печатью заверяются заключения о достоверности бухгалтерской отчетности клиентов, а если слову аудитора не будет доверия, то грош ему цена.
Тем не менее недобросовестные фирмы, видимо, встречаются. Так, на одном из интернет - форумов бывший сотрудник аудиторской фирмы, которая занимала не последние места в рейтингах, рассказывает, что данные о своей выручке для них руководство фирмы "подгоняло" под ту позицию в рейтинге, которую оно хотело занять. Конечно, достоверность подобных высказываний проверить невозможно.
Нo такие случаи если и есть, то они единичны. Тем более что сейчас для подтверждения данных о выручке составители рейтингов стали запрашивать у тех их участников, которые демонстрируют сверхвысокие темпы роста, бухгалтерские балансы.
Кроме того, последнее время много говорилось о слияниях нескольких аудиторских фирм и одну только с целью суммуривания объемов выручки и получения более высокого места в рейтинге. Правда, определить, фиктивное слияние или нет, практически невозможно. Аудиторы ведь могут объединиться, например, для того, чтобы участвовать в крупных тендерах, организаторы которых устанавливают минимально необходимое для него количество специалистов.

В одном строю

Еще один порок современных рейтингов: в них сравниваются между собой фирмы, которые порой имеют совершенно разный профиль деятельности. Соседние позиции могут занимать, например, три компании, одна из которых специализируется на банковском аудите, вторая - на общем, а третья - и вовсе на налоговом консалтинге.
В отраслям аудиторско-консалтингового бизнеса (в частности, в общем аудите, инвестиционном, страховом, банковском, в налоговом консалтинге, в оценочной деятельности) составители рейтингов обычно выделяют только первые десятки.

Вне рейтинга

Нужно помнить еще и о том, что в рейтинге, присутствуют только те аудиторы, которые прислали его составителю данные о себе. Поэтому определенное место в рейтинге вовсе не означает, что фирма занимает то же место среди всех действующих в России фирм.
Стоит ли доверять фирме, которая не захотела прислать данные составителям рейтинга?
Как упоминал Владимир Скобарев, сам факт участия фирмы в рейтинге говорит о её открытости, что уже само по себе характеристика. Однако обратное утверждение - раз фирма не представляет о себе информацию, значит, что-то в ней неладно - верно далеко не всегда,
Причины, по которым аудиторы не считают нужным участвовать в рейтингах, могут быть самыми разнообразными.
Например, небольшая фирма не представляет информацию для того или иного рейтинга 200 лучших компаний, заранее зная, что шансов попасть в него нет.
"Отказаться от участия в рейтинге фирма может если у нее в этот момент не хватает людей, чтобы проверить потенциального крупного клиента", - делится Алла Козлова.

Как выбрать?
Если фирма решает пригласить аудитора непременно из рейтинга, то вполне вероятно, что расценки и спектр услуг аудиторов, занимающих соседние, например 20-ю, 21-ю и 22-т позиции в рейтинге, будут примерно одинаковыми. Для того чтобы получить представление о качестве услуг каждой фирмы, Владимир Скобарев советует задать ее представителям специальные вопросы, в частности о членстве в профессиональных объединениях, о прохождении независимого контроля качества, о наличии внутрифирменных стандартов, об опыте работы и квалификации специалистов.
Стоит ли ориентироваться на данные полугодовых рейтингов? Некоторые специалисты считают их необъективным из-за того, что основной объем работы аудиторских фирм приxoдитcя на конец года. Именно по этой причине несколько крупных игроков аудиторско- консалтингового рынка отказались участвовать в последних рейтингах по итогам полугодия. Их поддержал Институт профессиональных аудиторов России, выступив с аналогичным призывом ко всем своим членам. Правда, представители остальных аудиторских компаний заявляют, что причина отказа надуманна и сезонный фактор не сказывается на объеме выручки.

"Расчет" (№ 2 02.2003 г.) "Место в рейтинге"





© 2018  ООО «ЭНПИ Консалт»
Все права защищены
Правовая информация
назад наверх авторизация версия для печати